Получил сообщение от Минькова Сергея Ивановича - Зав. отделом экономики, техники, права и охотничьего туризма ВНИИОЗа, который ниже, прилагаю.
По замыслу законодателя профессиональные стандарты представляют собой детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников. Профессиональные стандарты должны связывать между собой сферу труда и профессионального образования, но при этом они опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов, а не на образовательные программы.
В любом случае, это не должностные инструкции для конкретного рабочего места, которые каждый работодатель составляет с учетом местной специфики и разнообразных собственных требований к персоналу.
Минимальное требование к уровню образования претендента на должность охотоведа – среднее профессиональное образование. Сообразно названию профессии, это вовсе не любое образование, а наличие диплома охотоведа, полученного в результате обучения по конкретной специальности «Охотоведение и звероводство». Дальнейшая профессиональная карьера охотоведа предполагает дополнительную подготовку или наличие высшего образования.
Кстати для нашей специальности есть федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.14. «Охотоведение и звероводство», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № 473.
Как ни удивительно, единого стандарта высшего образования для подготовки охотоведов не существует, и размножившиеся по всей стране факультеты и кафедры под видом «охотоведов» готовят бакалавров и магистров по специальностям «Биология», или «Экология». Учебные планы при этом формируются исходя из наличия преподавательских кадров в данном учебном заведении.
Профессии охотоведа, егеря и охотника промыслового, фигурируют в нескольких действующих нормативных документах, о чем уважаемые разработчики Закона об охоте могли и не подозревать (что вполне естественно).
Тем не менее, упомянутые ниже документы напрямую относятся к сфере регулирования экономической деятельности, в том числе и рынка труда в Российской Федерации. Поэтому в работе над проектами профессиональных стандартов мы вынуждены руководствоваться не одним только «Законом об охоте …» (он же 209-ФЗ), что несколько осложняет нашу задачу, поскольку терминология и понятийный аппарат различных документов, мягко говоря, не всегда совпадают.
В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» (ОК 029-2014. КДЕС Ред. 2., утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, ред. от 26.08.2016) охота отнесена к группе 01.70: «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях» Это общая характеристика деятельности охотничьего хозяйства, а вовсе не перечень прав и обязанностей каждого работника, занятого в отрасли.
В ряде случаев авторы проектов вынуждены находить компромисс между несколькими нормативными правовыми актами, не согласующимися друг с другом. Не поднимается рука включить, к примеру, в описание квалификации егеря умение «распознавать следы охотничьих ресурсов», хотя, пользуясь терминологией Закона об охоте (209-ФЗ) именно так и следовало бы поступить.
Аналогичная ситуация с промысловой охотой. Авторы Закона об охоте, не посчитали нужным объяснить нам, каким образом юридическое лицо, занимающееся промысловой охотой, будет ставить капканы и снимать шкурки с «пушных животных». Здравый смысл подсказывает, что юридическое лицо будет делать это руками нанятых на работу физических лиц – промысловых охотников.
Такой род занятий предусмотрен Общероссийским классификатором занятий (
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст), где имеется подгруппа 6224 «Охотники-стрелки и охотники-трапперы (капканщики)»
Профессия «Охотник промысловый» (код 35.01.22.) фигурирует также в приказах Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 (ред. от 25.11.2016) "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" и № 513 от 02.07.2013 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (позиция 124, код 16413)
Под этносоциальными особенностями любительской и спортивной охоты здесь подразумевается, например, что работникам, которые непосредственно обслуживают охотников, полезно знать основные понятия и аспекты русской охотничьей культуры (а не только русский матерный язык и то, что полагается «обмыть» трофей), а если в хозяйстве планируют принимать зарубежных охотников, то еще и некоторые межкультурные аспекты, кроме «Шисен, е..твою мать!».
PS. Проекты профессиональных стандартов «Охотовед», «Егерь», «Охотник промысловый» появились на свет не «в ночь перед Рождеством». Они в течение всего 2015 года были доступны для обсуждения на интернет-сайтах ВНИИОЗ, факультета охотоведения ВГСХА, порталах ihunter.pro, guns.ru и на официальном сайте Минтруда России.
Разработчики не получили через указанные сайты НИ ОДНОГО конструктивного замечания.